Главная > Новости > Новости церкви
<- Вернуться

«Важнейшие проявления веры», епископ Василий Витюк, 10.02.2018

12.02.2019

КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ

Ученики Иисуса постоянно спорили о том, кто из них больше или важнее. Однажды, реагируя на поведение двух Своих учеников, на их стремление быть первыми в Божьем Царстве, Иисус раскрыл принципы лидерства, которые действуют в Царстве Божьем:

Евангелие от Матфея 20:26-27
26. … а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом…

Далее Иисус открывает причину и цель Своего служения и отношения к людям:

Евангелие от Матфея 20:28
28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Иисус не только указывает нам на то, что мы должны делать, но показывает пример того, что Он Сам делает. Он не только говорит нам, как мы должны относиться друг к другу, Он являет пример правильных взаимоотношений.

Иисус говорит, что Он не пришёл для того, чтобы Ему служили. Как это отличается от того, зачем мы приходим в церковь, на богослужение – мы ожидаем, что Господь там будет служить нам, и это правильно. Но мы также приходим в церковь, чтобы послужить. По пути в церковь задаёшься ли ты вопросом: «Кому бы мне послужить там?»?

Евангелие от Матфея 20:28
28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Иисус готов служить нам, Он готов помогать нам и Он готов ради этого жертвовать. Не бывает служения без жертвы.

Иисус, движимый состраданием, был готов помочь людям и заплатить любую цену:

Евангелие от Марка 6:34
34. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

У нас есть огромная потребность в пасторском попечении. И здесь важно не только то, чтобы пастыри, призванные на своё служение Господом, исполняли то, что Иисус поручил им. Здесь речь и о нас самих – насколько мы открыты для пасторского служения, чтобы оно проявлялось в нашей жизни в своей полноте. Ведь настоящее служение душепопечения не заключается только в том, чтобы вдохновлять людей, но их надо также корректировать, исправлять.

Итак, Иисус, увидев людей, нуждающихся в пастыре, начал учить их много. Слово – это один из важнейших инструментов служения. Слово – это то, что Бог использует для того, чтобы помогать нам. Иисус учил много, не просто решая и разрешая текущие ситуации и проблемы, Он учил много, оснащая людей, подготавливая их к тому, что должно произойти в будущем. Это касается нашего отношения к проповеди – к Божьему Слову – в церкви. Потому что иногда мы, слушая проповедь, думаем: «Зачем мне это нужно? Ведь меня это никак не касается!» Но даже если это не имеет отношения ни к твоему прошлому, ни к настоящему, важно понимать, что Бог является не только Богом прошлого и настоящего, но также Богом будущего! И Бог говорит тебе что-то сейчас не обязательно, основываясь на том, что ты сделал вчера, а вероятнее всего Он говорит тебе что-то для того, чтобы ты завтра что-то мог сделать!

Иисус учил разными способами, и один из них – это притчи, Он говорил людям притчами.

Евангелие от Матфея 13:3
3. И поучал их много притчами, говоря: Вот, вышел сеятель сеять…

Евангелие от Матфея 13:10
10. И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Иисус отвечал им, что это для того, чтобы они знали тайны Божьего Царства. Господь говорит нам притчами, чтобы мы знали, как принципы Божьего Царства проявляются в повседневной жизни, потому что притчи – это и есть истории из повседневной жизни.


Говоря людям притчами, Иисус давал им понять 2 момента:

1. Что Бог не ограничен церковным служением.
Бог с нами во всём. Когда мы собираемся на служении в церкви во имя Иисуса, Он посреди нас – это верно. Но Он не только здесь, но и там с нами – в нашей повседневной жизни. Мы выйдем из здания церкви – и Бог будет с нами во всех обстоятельствах, в каких бы мы ни оказались. И точно такая же уверенность в том, что Бог с тобой здесь – в церкви, должна быть у тебя в том, что Бог с тобой там, где ты будешь, в любой момент – Он с тобой!

2. Как своей повседневной жизнью мы можем угодить Богу.
Если бы вас спросили, как можно угодить Богу, то вы бы ответили на основании Писания: «А без веры угодить Богу невозможно…» (Евреям 11:6). Поэтому надо жить верой. А что такое вера? Можно сказать, что вера – это положительная реакция на Божье Слово. Поэтому надо постоянно применять Божье Слово в своей жизни. Но как нам жить, угождая Богу? Часто вместо этого мы стараемся склонить Бога на свою сторону.

Пастор Василий привёл пример из своей жизни. Они с одним братом любили играть в шахматы, и перед каждой партией каждый из них просил у Бога помочь ему выиграть. И наконец, пастор Василий сказал тому брату: «Давай перестанем своими молитвами смущать Бога, ставя Его перед выбором, на чью сторону встать и кому из нас помогать. Давай просто будем играть». Как часто мы пытаемся склонить Бога встать на нашу сторону. Но лучше пойти другим путём – встань ты на сторону Бога! Если каждый из нас встанет на Его сторону, то Бог будет с нами!

Итак, как мы можем угодить Богу? Жить верой! А как жить верой? Реагируя положительно на Его Слово, отзываясь на Его Слово, поступая в отношениях с людьми на основании Его заповедей. Возникает следующий вопрос: на основании какой заповеди?

Евангелие от Луки 10:25
25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Как звучит вопрос: «Что мне делать…?» То есть этот законник напрямую спасение увязывает со своими делами. Подобный вопрос уже звучал и был адресован Иисусу. И Господь уже дал на него ответ.

Евангелие от Матфея 19:16
16. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Снова: что мне делать – он увязывает спасение со своими делами. Иисус беседует с этим юношей, и тот всё правильно отвечает. И вот итог их беседы:

Евангелие от Матфея 19:21
21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Это сделает тебя лучше других, совершенным, но спасения это не гарантирует! Мы стремимся не просто к совершенству, а к вечному спасению. Иисус отвечает ему: поступай так – и будешь иметь сокровище на небесах – это тоже очень важная часть, но дальше Господь говорит: «И приходи и следуй за Мной!»

СПАСЕНИЕ НЕ ЧЕРЕЗ ДОБРЫЕ ДЕЛА, А ЧЕРЕЗ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИИСУСОМ.

СУТЬ ХРИСТИАНСТВА – ЭТО ПРАВИЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ХРИСТОМ.

Евангелие от Луки 10:25-26
25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26. Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Ответ Иисуса широко известен: Мы не ищем понимания спасения вне Писаний. То есть, если человеку нужно получить спасение, то мы обращаемся к Писанию.

Евангелие от Луки 10:27-28
27. Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
28. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Наша жизнь состоит не только из правильных ответов, но и из правильных поступков. Мы правильно читаем и понимаем Писание, но на этом не останавливаемся – мы еще правильно поступаем на основании того, что понимаем! Христианство – это не только набор правильных слов, но это еще и набор правильных поступков.

В ответе этого законника содержится важнейшая истина: весь закон сводится к одной сути – помочь нам иметь
- правильное отношение к Богу
и
- правильное отношение к ближнему.

Для Бога ВАЖНО, как мы относимся друг к другу.

Что говорит заповедь в законе о любви к ближнему:

Евангелие от Луки 10:27
27. … возлюби … ближнего твоего, как самого себя.

Только переживая любовь Бога, мы получаем восстановление собственного достоинства. И только когда мы пережили личное восстановление, мы можем иметь правильные отношения с теми, кто рядом с нами. Всё начинается и также всё продолжается благодаря Божьей любви.

До этого юноша отвечал Иисусу правильно на все вопросы, и Господь это подтвердил (28 стих) и сказал, что так и надо поступать. Но вот к чему пришла их беседа:

Евангелие от Луки 10:29
29. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

Слово «оправдать» говорит нам о том, что юноша был обличаем. Видимо он так поспешно отвечал, что не заметил, как его собственные слова обличили его. То есть, он говорил правильные слова – а поступал по-другому! Скорее всего, он не сомневался в том, что у него правильные отношения с Богом. Но видимо, у него были проблемы в отношениях с ближними, так как написано, что он задал вопрос, пытаясь себя оправдать, или защитить. Он не задал вопрос: «Кто Бог мой?» Он знал, как он должен относиться к Богу и как должен поступать в отношении Бога. Но когда прозвучало: «Возлюби ближнего…!» Что значит возлюби? А что такое любовь? Это самая правильная, самая снисходительная, самая щедрая, самая сострадательная, самая внимательная форма взаимоотношений.

И книжник реагирует следующим образом: «Не хочешь ли ты сказать, Иисус, что каждый, кто случайно оказался рядом со мной, непонятно откуда, непонятно кто он – он достоин с моей стороны особого отношения?»

Как определить, кто достоин этого отношения?
И здесь Иисус рассказывает известную притчу «О добром самарянине». Притчи – это короткие истории, которые дают нам огромный простор для разного толкования. Есть буквальное толкование при рассмотрении притчи. И второй подход к притче – это использование аллегории и аналогии.

Используя эти нормы, мы можем сказать, что эта притча раскрывает нам дивный план спасения.

Евангелие от Луки 10:30-35
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

«Едва живой» означало, что если кто-то не позаботится о нём прямо сейчас, то он не выживет. Это был вопрос жизни и смерти.

Евангелие от Луки 10:31-32
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Левит был более внимательный, но результат тот же – прошел мимо! Нам надо не только проявлять внимание к людям, но реальное сострадание!

Евангелие от Луки 10:33-35
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

«Из Иерусалима в Иерихон» – это путь отступничества (Иерусалим – символ взаимоотношений с Богом, символически – это Церковь), путь от Бога. А Иерихон – это совсем противоположное место. И нет ничего плохого в том, что мы с Богом идём в Иерихон, с Богом мы можем идти в любое место. А если мы идем куда-то ОТ БОГА и БЕЗ БОГА – в этом будут проблемы.
Далее, проблема этого человека была не только в том, что его избили и у него не было сил, но у него не было и одежды. Даже если бы силы были, но без одежды – из-за стыда – он никуда бы не пошёл! То есть его надо было исцелить и одеть.

Самый страшный разбойник на нашем пути – это грех. Когда мы уходим от Бога и живём в грехе, это тот, кто разденет тебя и опозорит и лишит силы для жизни, и это опустошающая сила греха. Он приносит бедность, стыд, отвержение, болезни. И к тому же, это угроза для нашей вечной жизни!

А этот добрый Самарянин – это Иисус. Откуда мы знаем, что это Иисус и почему Сам Иисус отождествляет Себя в этой притче с самарянином? Дело в том, что многие иудеи обвиняли Иисуса, что Он самарянин и что бес в Нём.

Евангелие от Иоанна 8:48
48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Очень часто собственные стереотипы лишают людей возможности обрести спасение, которое даровано в Иисусе.

Итак, Иисус отождествляет Себя с самарянином: у Него есть исцеление, одежда и спасение. Иисус не проходит мимо – Он оказывает помощь.

Мимо проходят священник и левит как представители Ветхого Завета. И исходя из этого можно сказать, что Ветхий Завет избитому и израненному грехом человеку помочь не может. Ветхий завет может только оценить состояние человека. Он обращает внимание на последствия греха, но он не может разобраться с той силой, с которой грех проявился в жизни человека. … Служение Ветхого Завета сосредоточено на ритуале, на действии, а не на человеке. А Христос обращает внимание именно на человека. У Него есть не только сила, Он не только помазывает раны, исцеляет, одевает, но Он и спасает этого человека. И никто не может спасти кроме Иисуса.

Если коснуться символического значения, то елей – это то, что смягчает раны – это помазание Святого Духа. Интересно отметить и свойства вина, как символа крови Иисуса (на вечере мы вкушаем вино как символ крови Христа), которое использовалось в качестве антисептика – и в крови Иисуса мы избавлены от последствий греха. В помазании Святого Духа мы можем пережить исцеление ран и боли, причинённых нам грехом.

Но Иисус (Самарянин) не просто помогает этому человеку на дороге, Он понимает, что, что бы Он ни сделал для того на том пути, это не поможет. Теперь израненному, но уже омытому и очищенному нужно место, где о нем позаботятся. И Иисус привозит его в гостиницу – в Церковь. Церковь – это место для восстановления грешников. Иисус спасает людей. У Него исцеление. У Него прощение грехов. Но место попечения – это Церковь! И пережив исцеляющее прикосновение Христа и пережив восстановление, люди приходят в Церковь, чтобы получить полное восстановление. Пережив любовь Бога, люди приходят сюда, в Церковь, чтобы переживать еще и внимание со стороны ближнего.

Иисус дает распоряжение хозяину гостиницы – позаботься! Это миссия, это призвание Церкви: позаботься, чтобы этот человек пришел в нормальное состояние. Иисус дал служителю гостиницы больше, чем надо, чтобы он мог позаботиться о подопечном. Иисус даёт больше, чем нужно, чтобы мы служили людям. У нас не просто материальные ресурсы – у нас есть сила и помазание Святого Духа!

Но если ты потратишь больше, чем есть, если у тебя будут какие-то непредвиденные расходы на служение, не беспокойся – Я дам тебе больше, Я тебе восполню! Ты никогда не останешься в минусе, служа Господу! Будь то время, пожертвование или отношение к служению – ты не сможешь сказать: «Зачем я чрезмерно усердствовал, можно было обойтись и меньшим!» Знаешь зачем – Иисус вернётся! И никто не останется без награды! Ты получишь свою награду!

Но все же нам нужен ответ на самый важный вопрос – КТО НАШ БЛИЖНИЙ?
Много критериев для определения.

Евангелие от Луки 10:36
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Это такой вопрос, на который надо умудриться неправильно ответить!

Евангелие от Луки 10:37
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

История о добром самарянине настолько выразительная, что отодвигает на задний план причину, по которой Иисус рассказал эту притчу: разъяснить книжнику, кого надо возлюбить (кроме Господа), как самого себя. Всё было бы просто, если бы список ближних прилагался, но его нет! Итак, ТОТ, КТО ДЕЛАЕТ ТЕБЕ ДОБРО, ТОТ И БЛИЖНИЙ!

Мы понимаем это так: мы должны делать добро тем, кто оказался в трудной ситуации, кто нуждается в помощи. Мы не должны проходить мимо. Мы должны быть жертвенными в своем отношении, в своем служении. Да и аминь – таково отношение Иисуса! Но мы на этом часто останавливаемся. Да, мы должны быть сострадательными к тем, кто нуждается. Но…

Самарянин и иудей не были ближними! Иисус был движим не ответной реакцией «делай добро на добро», а состраданием. И Писание нам не говорит делать добро на добро, а делать добро тем, кто нуждается в нем! Все, кто встречаются на нашем пути, могут надеяться на проявление в нас характера Христа. Они могут надеяться не только на наше внимание, но и на нашу реальную помощь.

Смысл в том, что КОГДА Я ДЕЛАЮ ДОБРО ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ – Я СТАНОВЛЮСЬ ДЛЯ НИХ БЛИЖНИМ.

Не каждый, кому я делаю добро, мой ближний. Но каждому, кому я делаю добро, Я СТАНОВЛЮСЬ БЛИЖЕ… и возможно я СТАНУ ЕМУ БЛИЖНИМ!

Еще интересно, что со стороны самарянина проявить сострадание к иудею было проявлением мужества, потому что могло вызвать серьезное порицание в его адрес со стороны общества (ведь самаряне с иудеями не сообщались, говорит Писание).

И что очень хотелось бы узнать: когда добрый самарянин вернется в гостиницу (которая располагалась в Иудее), проявит ли иудей со своей стороны мужество благодарения – поблагодарит ли он самарянина за оказанную ему милость? Способен ли принявший милость от самарянина встать среди иудеев и поблагодарить самарянина?! На это также требовалось бы мужество.

Итак, конечно оказывать милость тем, кто в ней нуждается, это проявление Божьей любви. Но эта история о том, что мы должны любить ближних – тех, КТО ДЕЛАЕТ ИЛИ СДЕЛАЛ нам добро.

После этих слов Иисуса законник должен был начать благодарить Иисуса! Потому что то, что он мог просто находиться рядом с Иисусом, это уже было благо для того! Иисус был для него ближним!

История о десяти прокаженных, когда Иисус велел им показаться священнику, говорит нам о том же. Один из них, когда увидел, что исцелился, вернулся к Иисусу, прославляя Бога, пришел к Господу и потом поклонился Иисусу. И написано, что это был самарянин! Он стал ближе к Иисусу из всех тех, кто пережил силу Божью. БЛИЖЕ К БОГУ МЫ СТАНОВИМСЯ НЕ ЧЕРЕЗ ЕГО СИЛУ, А ЧЕРЕЗ ТО, ЧТО С БЛАГОДАРНОСТЬЮ РЕАГИРУЕМ НА ВСЁ, ЧТО БОГ ДЕЛАЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ!

БЛАГОДАРНОСТЬ СБЛИЖАЕТ НАС С БОГОМ!
И БЛАГОДАРНОСТЬ СБЛИЖАЕТ НАС С ЛЮДЬМИ!

Мы строим Церковь. В Церкви нас объединяет не только цель. Есть то, что нас сближает, и это определенная форма отношений, которая делает Церковь непоколебимой – так, что врата ада не одолеют её! Это и благодаря присутствию в Церкви Бога, и также благодаря особым отношениям, которые делают нас близкими. У этих отношений есть две стороны:

1. Мы готовы помогать людям;
2. Мы никогда не забываем то добро, которое делают нам люди.

Мы нуждаемся в помощи друг друга, и всегда за добро, которое нам делают, благодарны друг другу.

Когда Иисуса хотели побить камнями, Он спросил толпу: «За какие Мои добрые дела к вам вы хотите побить меня камнями?» Иисус делал им много добра, живя рядом с ними. Но отношение людей, у которых было к Нему предубеждение, это отношение их – к Нему не менялось…

Почему Иисус сказал самарянину, который вернулся, чтобы поблагодарить Господа за исцеление от проказы: «Вера твоя спасла тебя»? В чем была проявлена его вера – в исцелении? Нет. Вера не просто исцелила, а дала ему что-то большее. Вера, которая поднимает нас на новый уровень взаимоотношений с Богом, ЭТА ВЕРА ЗАКЛЮЧЕНА В БЛАГОДАРНОСТИ! 

ЭТА ВЕРА ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОЧТЕНИИ К ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ЧТО-ТО ДЕЛАЮТ ДЛЯ НАС И ПОМОГАЮТ НАМ!
  
Вера исцелившегося самарянина проявилась в том, что он возблагодарил Господа за исцеление, а потом вернулся и поблагодарил того, кто сделал ему добро.

Истинно верующий может иметь веру, чтобы молиться Господу, но он также благодарен тем, через кого Господь совершает что-то в его жизни. Иди и поступай так же.

У нас есть близкие, родные, они могут делать нам больно, но и делать для нас много хорошего.

Иногда из-за того, что мы делаем акцент на месте Писания о том, что мир живет во зле, то мы частенько думаем, что за то добро, которое люди делают нам, мы не должны никому быть благодарны! Да, весь мир живет во зле – но деньги то тебе родители (или брат или сестра родные) перечислили! Да, весь мир во зле – но этот конкретный человек то тебе помог! Родители тебя воспитывали, кормили…Но они, может не спасены еще, но они тебе помогают! Тем более они нуждаются в твоем правильном отношении благодарности к ним!

Законник правильно отвечал, но неправильно поступал. Иисус буквально говорил книжнику: «Ты ищешь, кого тебе любить – вот Я делаю тебе добро, проявив Свою близость к тебе. Ответь на это добро элементарным спасибо…» И мы не читаем о том, что законник поблагодарил Иисуса. У нас тоже всегда есть выбор – как поступать. Мы можем быть просто учениками Иисуса, которые пережили любовь Отца, видели Его чудеса и из-за этого живут в благодарности к каждому, кто делал нам добро!

Эта проповедь с домашним заданием: примите решение, как поступать – как законник или как принявший любовь Иисуса. Вспомните кого-то, кто сделал вам что-то хорошее (даже если они потом сделали что-то недоброе), поблагодарите их. Будьте благодарны тем, кто служит вам в церкви, например…

Подсказка:
1) родители,
2) учителя,
3) духовные наставники,
4) друзья,
5) случайные люди.

Делая людям добро, мы сближаемся с ними, но когда мы благодарим, мы свидетельствуем, что мы ближние для них.
Благодарение – это вера, которая выводит нас на новый уровень взаимоотношений с Богом и друг с другом. Это то, что сближает, то, что открывает сердца.
  
ВОПРОСЫ
1. Для чего пришёл Иисус (по Его словам из Писания)? Как это можно связать с сутью всей проповеди?
2. Кто мой ближний?
3. Что сближает нас с Богом, на основании притчи о добром самарянине и о десяти прокаженных?

<- Вернуться
Тел.: +7 (495) 727-14-70
Местная религиозная организация церковь христиан веры
евангельской "Благая весть". м. Щелковская, ул. Иркутская, д.11/1
Напишите нам
Напишите Ваше сообщение
X
*
*
* - поля обязательные к заполнению
*